Весть к адвентистам      Знамения      Все статьи      Видео      Псалмы      Беседа      Видео новости       Пишите   
Предостережение Церкви остатка

Театральное христианство


Маски театрального христианства

Эрл Крейг
Изменить шрифт:  А  А  А

Rambler's Top100 «Проглотить обман могут многие, но разжевать его - лишь единицы»  Джорж Савил


Что такое лицемерие?

«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.»

Обычно слово лицемерие имеет для нас одно из двух значений. Мы сразу думаем о человеке, у которого слова расходятся с делом, и таких людей обычно называют лицемерами. Можно назвать такого человека непоследовательным – он говорит одно, а делает другое. Или нам приходит на ум человек, у которого слова не расходятся с делом, но он не искренен. Он делает именно то, о чем говорит, но по-настоящему не верит в это, хотя и пытается убедить других в обратном.

В 12 главе Евангелия от Луки Иисус на самом деле говорит о третьем значении этого слова. Греческое слово hypocrisis происходит из театра. Так назывался актер на сцене, носящий маску и играющий роль. Именно это значение имеет в виду Иисус. Он не говорит о непоследовательности или неискренности, но о театральном лицемерии. В театральном лицемерии человек действует последовательно и искренне в соответствии со своими словами, но как если бы он играл роль в спектакле. Поэтому одна из его целей – убедить публику в том, что он действительно является тем персонажем, которого изображает. Фарисеи во времена Иисуса были мастерами жить такой жизнью. Они искренне и последовательно стремились угодить Богу своей праведностью. Кому-то кажется, что фарисеи были картинными негодяями, так как не повиновались Богу. Но апостол Павел писал, что они «имеют ревность по Богу» (Рим. 10:2). Предупреждая учеников о лицемерии, Иисус говорит, что фарисеи глубоко заблуждались в своем подходе к послушанию: несмотря на искренность и последовательность, они считали праведность сценарием, согласно которому им просто нужно было сыграть свою роль.

Сравнение с театром

Легко понять театральное христианство, воспользовшись сравнением с театром. Для этого давайте рассмотрим четыре основных элемента театральной обстановки. Во-первых, это актеры. Актеры на сцене пытаются казаться теми людьми, которыми не являются, стараясь убедить в этом публику. Если им это удается, то они считаются хорошими актерами. От актеров зависит успех пьесы. Но все знают: в театр ходят не для того, чтобы увидеть реальную жизнь, а чтобы посмотреть, как актеры на сцене создают имитацию реальной жизни. Однако, когда они играют хорошо, трудно отличить имитацию от реальности. В этом состоит работа актеров. Не удивительно, что звезды Голливуда в жизни сильно отличаются от тех людей, какими они кажутся в фильмах или по телевизору. Хорошие актеры играют убедительно!

Другой важный атрибут театра – это сценарий. Сценарий – это набор слов и действий, которые должен сказать и выполнить актер. Но каждый знает, что сюжет уже составлен, и все согласны придерживаться его. Вся пьеса уже написана и роли распределены. Не существует разногласий. Все актеры хотят, чтобы пьеса шла в определенном порядке. Слова или действия от себя внесут в спектакль беспорядок. Никто их не ожидает, и они нежелательны. Таким образом, одно из назначений сценария – держать под контролем ход спектакля. Даже публика, которая может быть знакома со сценарием, ожидает, что события будут происходить в определенном порядке. Любое вмешательство может вызвать дискомфорт и раздражение. Однако никто не будет возражать против беспорядка, если он присутствует в сценарии, потому что все знают, что этот беспорядок под контролем актеров. Поэтому управляемый беспорядок является приемлемым, так как зрители знают, что у актеров есть возможности и способности держать беспорядок под контролем. Иначе событие, беспорядочное или нет, не было бы написано в сценарии. Следовательно, сценарий очень важен для успеха спектакля.

Третий важный элемент – это публика. Зрители приходят посмотреть пьесу для того, чтобы развлечься. Они хотят хорошо провести время. Взамен они могут дать актерам нечто очень важное: аплодисменты. Помимо денег, больше всего актеры жаждут аплодисментов. Им необходимо подтверждение, что они хорошо играют. Это побуждает их играть снова и снова. Таким образом, публика и аплодисменты очень важны для успеха пьесы.

Зрителям даже нравится аплодировать. Они желают полностью погрузиться в действие на сцене, чтобы их заставили смеяться, плакать, бояться или желать справедливости. Зрителям нравится жить чужой жизнью, а для этого необходимы хорошие актеры и хороший сценарий.

Четвертый важный атрибут театра – это здание. Оно выполняет важную функцию: отделяет пьесу от внешнего мира, чтобы актерам и зрителям не пришлось соприкасаться с внешнем миром, пока идет пьеса. Почему это важно? Потому что обычно внешний мир менее приятен, чем атмосфера театра. Поэтому по сценарию требуются декорации, украшающие сцену и делающие ее более привлекательной и правдоподобной. Зрители обычно хорошо одеты, вежливы и внимательны. Вся обстановка удобна и приятна. Она должна быть такой.

Когда-то я ходил на «Фантом оперы» в театр «Амансон» в Лос-Анджелесе. Это было представление в красивом здании. Людям было приятно находиться в нем и наблюдать за великолепным шоу. Снаружи был все тот же Лос-Анджелес – асфальтовые джунгли с бомжами, бродягами и уличными бандами. Сложно не назвать его отталкивающим, пугающим и неприятным. Однако здание театра хорошо выполняло свое назначение: оно изолировало людей от этого печального зрелища превосходной игрой актеров по выдающемуся сценарию, и посетители, сидя в зрительном зале, от души аплодировали.

Театральное христианство

В 12 главе Евангелия от Луки Иисус говорит, что нам нужно остерегаться лицемерия, театрального христианства, и обвиняет фарисеев в театральном иудаизме. Кто же в нашем случае актеры, где сценарий и здание? Актеры – это люди, считающие себя христианами, они являются членами церкви. Они не делают ничего необычного – они просто плывут по течению местной церкви и христианской общины. Но с ними что-то не так, и это что-то делает их лицемерами.

Они просто живут по сценарию, который разыгрывают все остальные христиане. Это жизнь тщательно отредактированных слов и установленных действий. Между этими людьми нет разногласий, потому что все они хотят контролировать ситуацию и испытывать комфорт. Цель состоит в том, чтобы упорядочить свою жизнь и держать ее под контролем. Таким образом христианская жизнь становится удобной, насколько это возможно. Неконтролируемые страдания, боль и беспорядок слишком неприятны.

Сценарий должен быть выполнимым. Христиане должны быть всегда способны выполнить сценарий – тогда они смогут сделать жизнь упорядоченной, удобной и приятной. Имеет смысл ставить только успешный спектакль, поэтому людям должно удаваться выполнять сценарий. Это повышает самоуважение. Разумеется, если кому-то не удается жить по сценарию, то проблема в нем, а не в том, что сценарий представляет собой искажение подлинного христианства. Тем не менее, сценарий не должен быть слишком легким. Каждому необходимо ощущать, будто он совершил нечто важное. Только так можно заслужить одобрение публики и свое собственное. Ощущение успеха очень важно. И наконец, сценарий должен быть приятным. В конце концов, христианство, не приносящее удовольствия, не стоит каких-либо усилий.

Публика в театральном христианстве – это все, кто смотрит и аплодирует, когда я играю. Они могут приходить ко мне на сцену или просто смотреть и жить чужой жизнью через меня в зрительном зале. Все зависит от ситуации. В любом случае, в театральном христианстве все становятся в конечном итоге и зрителями, и актерами. Иногда мы играем, иногда аплодируем. Но некоторые актеры пользуются большей популярностью.

И последнее. Важно понимать, что «здание» театрального христианства – это не физическое здание, а сам спектакль. Вспомните, мы говорили, что цель здания – оградить нас от неприятного внешнего мира. Что было неприятной внешней средой для фарисеев? От чего лицемерие должно было их ограждать? Иисус совершенно ясно говорит нам в Евангелии от Матфея 23, что люди стремятся избегать греха в своих сердцах.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.» (Мф. 23:25).

Таким образом, «внешний мир» – это уродство греха внутри нас, в наших сердцах и умах. Сценарий написан, чтобы убежать от «настоящего» мира. Грех в наших сердцах уродлив, он пугает. Он неприятен и хаотичен. Эмоциональные последствия его: чувства боли и гнева. Физические: нищета и болезни. Последствия, затрагивающие отношения между людьми, – это конфликты, разводы, войны. Психологические последствия: страх, беспокойство, депрессия. Возможно, наше окружение и воспитание также поспособствовали усугублению наших проблем. Так или иначе, Писание говорит, что настоящее уродство не снаружи, а внутри нас, в наших сердцах, где продолжает действовать грех. Поэтому мы придумали театральное христианство.

Примеры театрального христианства

Когда я только стал христианином, меня учили, что самое главное для христианина – ученичество и благовестие. Эти два вида деятельности похвальны и замечательны, однако теперь я понимаю, что, сосредоточиваясь на них, мы могли избежать необходимости решать проблему своего греха. Мы были так заняты выполнением плана по благовестию, что не было времени остановиться и подумать о том, кто такой Бог и кто мы перед Ним. Из-за этого многие из нас были сбиты с толку, а также откровенно подавлены в христианской жизни. Чем больше мы обретали учеников и благовествовали, тем меньше понимали, в чем подлинный смысл христианской жизни. Но об этом нельзя было говорить, потому что этого не было в сценарии. У хороших христиан не бывает проблем, которых нельзя было бы решить быстро и легко. Если бы мы стали говорить об этом, наш спектакль не выглядел бы успешным.

Христианский брак – это хорошо и правильно. Приятно и плодотворно состоять в близких отношениях с женой или мужем и разделять общую веру в Иисуса Христа. Однако даже христианский брак легко может стать частью театрального христианства. В нашем районе Южной Калифорнии супругам положено по сценарию постоянно испытывать добрые чувства друг к другу, они должны держаться за руки и часто смотреть друг другу в глаза, жить в милом домике, иметь две иномарки, с телефоном в каждой. Муж успешно занимается бизнесом и прилично зарабатывает. Жена должна быть привлекательна, она настоящая мастерица по украшению дома. У них по крайней мере двое детей, занимающихся всеми известными видами спорта. Мать возит детей по всей стране на их мероприятия, при этом находя время для физических упражнений, так как по сценарию она должна всегда быть в форме. Вся семья посещает собрания уважаемой церкви и участвует во многих достойных программах. Муж и жена особенно хорошо выполняют сценарий, если каждый из них возглавляет по две церковные программы. Однако нетрудно догадаться, что вся эта деятельность только для того, чтобы убедить себя и других, что жизнь под контролем, и также избежать внутренних проблем, а именно греха: похоти, жадности, ревности, зависти, волнений и маловерия.

Здания церковных собраний – хорошие и надлежащие места для поклонения нашему Всевластному Творцу и Спасителю. Однако они тоже могут стать частью театрального христианства. Если дом молитвы так красив, что кажется недосягаемым для бедных, необщительных, необаятельных, юродивых, так, что они никогда не войдут туда, возможно, это здание служит для того, чтобы замаскировать грех равнодушия к этим людям, вместо того, чтобы заботиться о них, как это делал Иисус.

Пасторы призваны Богом, чтобы пасти Его народ. Но фактически именно они в большей мере способствуют распространению театрального христианства. Я сам тоже чувствую искушение начать играть определенную роль в нашей церкви. Хорошо казаться остроумным, красноречивым, обходительным и убедительным, хорошим рассказчиком, мотивирующим других жить «успешной христианской жизнью». Приятно учить Библии, как если бы она была просто сценарием, доступным, удобным, приятным, но трудным, при этом опуская серьезные места о Божьем гневе и нашем грехе или смягчая их, чтобы не резали слух. Ведь христианство, которое не приносит удовольствия, не стоит нашего внимания.

Таким образом, что угодно, имеющее внешний характер и позволяющее нам закрывать глаза на наш грех, становится примером христианского лицемерия. Даже непременные атрибуты христианина - молитва, изучение Библии, собрания и приношения. Проблема состоит в том, что кто угодно, даже атеист, мог бы делать все это и казаться искренним.

Но кто-то должен обратить наше внимание на то, что происходит внутри, а не только на внешнее поведение.

Иисус Христос среди зрителей

Здесь в пьесу вмешивается очень важный зритель, о котором мы еще не говорили. Актеры и зрители искренне ожидают, что Иисус будет аплодировать даже больше, чем зрители в театре Амансон. Но Он не аплодирует. На самом деле, он «невежливо» встает посреди спектакля и прерывает представление, громко объявляя, что пьеса – не настоящая жизнь, что актеры и зрители не живут подлинной христианской жизнью, хотя и называются христианами. Он покидает театр и призывает всех, кто хочет жить настоящей жизнью и иметь жизнь вечную, следовать за Ним прочь из театра, на улицу, где безобразно, страшно, беспорядочно, где жизнь не поддается контролю. Только тогда они узнают, что значит настоящая праведность: сострадание, милость, терпение, справедливость, верность – которые Бог дает им по благодати. Однако люди должны будут полностью довериться Ему, потому что вне театра – крест, страдания и смерть.

Rambler's Top100