Весть к адвентистам      Знамения      Все статьи      Видео      Псалмы      Беседа      Видео новости       Пишите   
Предостережение Церкви остатка

ИЗБРАННЫЕ ОТ ВЕЧНОСТИ

к вопросу об избрании
Избранные Богом - фото Dimas Benedict

Джон Макартур
Изменить шрифт:  А  А  А

(Мал 1:2) Rambler's Top100 «…вы говорите: "в чем явил Ты любовь к нам?" — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел»



«Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» — пишет Петр (1 Пет. 1:1, 2).

Апостол начинает с важнейшего богословского заявления о Божьем избрании, точнее, с учения об избрании.

Вопрос об избрании, один из важнейших в практическом отношении не только для спасаемых, но и погибающих, до сих пор вызывает ожесточенные споры и нуждается во всестороннем и полном рассмотрении.

Спор о Божьем всевладычестве

Однажды одаренный библейский учитель и богослов Артур Пинк начал проповедь с таких слов: «Наше слово сегодня о самом ненавистном библейском учении — вседержавном избрании Божием. Если правда вечного наказания всех более отвратительна неверным, то правда вседержавного избрания Божия всех более ненавистна верным только устами. Спасение приходит не от хотения человека, но от воли Божией (Ин. 1:13; Рим. 9:16); и когда бы не так, то никто не захотел и не смог бы спастись, ибо человек с грехопадением утратил всякое желание и хотение добра (Ин. 5:40; Рим. 3:11); даже избранники Божии располагаются к тому не сами. Когда номинальным верующим объявляешь эту истину в лоб, она исторгает у них вопли гнева».

Учение об избрании отвращает человека, поскольку на первый взгляд кажется несправедливым, что Бог Отец благоволит спасать, предпочитая одних людей другим. Но никогда не следует подходить к Богу с человеческими мерками и уж тем более с мерками справедливости, отражающими человеческую падшесть. При этом подлинной проблемой человека остается гордость.

Ис. 55:8, 9: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших». По правде, истине и справедливости ли поступает Бог, мы не можем решать по причине своей падшести. И, говоря, что Бог несправедлив, мы вступаем в область запретного.

Правда и справедливость — есть необходимые, существенные и неотъемлемые свойства Бога. Бог беспредельно и абсолютно праведен Сам, Собой, в Себе, по Себе и ради Себя. Источник Божьей правды — Сам Бог, и Его правда превыше правды грешного человека.

Артур Пинк цитирует из Джеймса Ашера, ирландского церковного деятеля XVII века: «[Источником Божьего правосудия является] лишь благоволение воли Его; что творит Бог по изволению воли, то и праведно; нечто праведно лишь потому, что происходит по изволению воли Его; обратное — нечто праведно, и от сего праведного зависит изволение Божие — неверно». Нечто праведно потому, что того желает Бог. Он не творит того, что почитается праведным с человеческой перспективы, ибо стандарты правосудия утверждаются только Богом. У правды Божьей против человеческой правды абсолютно иные качества и свойства.

Если бы дело спасения решалось лишь на основании правосудия, участью всякого стала бы гибель в вечности. Творец ничем не обязан твари — и менее всего тем, что по благой воле Своей дает избранным. Бог предуставил к вечной жизни некоторых, но можно ли считать это делом неправедным, если вечной жизни таковые равно недостойны? Спасение не было делом правосудия, ибо явилось благодатью, и только. Следует оставить все попытки определить правду и неправду, ибо это уже сделано Богом, и воля Божья праведна. Если человеку непонятно творимое Богом, дело не в том, что Бог не соответствует человеческим стандартам, а в том, что человеческие стандарты недостойны Его правды. Бог есть Бог — не мы! Несомненно, такие представления принижают человека, но как без них прозреть, чтобы увидеть вещи в истинном свете.

То, как Бог избирал в Ветхом Завете, верно и в отношении Церкви. Бог не изменил ни замысла, ни подхода. Ветхий Завет утверждает, что нет среди сынов человеческих ищущих Бога, и нет праведного ни одного (Пс. 13:1–3; Рим. 3:10–18). Как в ветхозаветные времена по изволению воли Бог избирал Себе народ, так сегодня Он избирает и Церковь.

Петр обращается к верующим как избранным. Понятие «избранные» является синонимом слов «христиане», «спасаемые» и «возрожденные». Оно отличается глубиной содержания; суть его в том, что мы, избранники Божьи, ничем не отличаемся от других людей. Бог отличил нас. В сущности, Петр говорит христианам, что им не быть людьми мира сего, ибо они суть избранные Божии.

Сущность Божьего избрания

Об избранных

В 1 Пет. 2:9 читаем: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел…». Христиане — это народ, избранный Богом во спасение.

Люди противятся избранию Бога и полагают, что спасение зависит от них. Здесь суфлирует тщеславная, кичливая человеческая гордость. Считать, что Бог, избирая во спасение одних и отвергая других, творит неправосудие, можно, но так считают только гордые. Они дерзко полагают, что понимают правосудие лучше Бога. Библия же учит, что выбирает Бог, только Бог и никто, кроме Бога; и данное обстоятельство требует в конечном итоге простой, детской веры в Божье правосудие.

  а) Ин. 15:16: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». Не мы избираем Христа. Это Он избирает нас.

  б) Ин. 17:9: Иисус молится: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». Иисус говорит об избранных Отцом и преданных Ему.

  в) Деян. 13:46–48: «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: „Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли“. Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни».

  г) Рим. 9:13–16: «…„Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел“. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак [греч. ме геноито — нет, тысячу раз нет!]» (ст. 13, 14). Павел обращает особое внимание на праведность выбора Божьего. В подтверждение он ссылается на Моисея (Исх. 33:19): «…кого помиловать — помилую; кого пожалеть — пожалею» (ст. 15). Заключение Павла: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (ст. 16).

Далее Павел спрашивает (Рим. 19–22) «Ты скажешь мне: «„за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?“ А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: „зачем ты меня так сделал?“ Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели?» (ст. 19–22).

В Рим. 9:19–22 есть отповедь Павла человеку падшему, не принимающему учения об избрании. Апостол дает понять, что Бог вправе изливать гнев на нечестивых, истребив их до последнего, как и вправе являть избранным благодать, любовь и милость. Довод Павла: не перечь Богу, иначе не явишь ничего, кроме преступной гордыни, невежества и скудоумия. На учение об избрании человек обязан откликнуться простым, детским доверием к Богу, отделяющему избранных во спасение.

  д) Рим. 11:4, 5: Как были пророк Илия и семь тысяч мужей, отказавшихся поклониться Ваалу, «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».

  е) 1 Кор. 1:9: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его…». Спасение есть предприятие Бога, призвавшего нас в общение Сына Своего.

  ж) Еф. 1:3–5: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем [во Христе] прежде создания мира…, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей».

  з) 1 Фес. 1:3, 4: Павел пишет: «[Всегда благодарим Бога], непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия».

  и) 2 Фес. 2:13: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению».

  к) 2 Тим. 1:8, 9: «[Страдай]...силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен…».

  л) Лк. 4:16–30: Стоя в назаретской синагоге, Иисус прочел одно место из книги Исаии: «„Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное“. И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (ст. 18–22).

До сих пор Иисуса принимали благосклонно. Но вот Иисус продолжил, и обратите внимание на перемену: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (ст. 25–27).

Иисус толковал иудейской аудитории о вседержавной Божьей благодати. Взгляните на их реакцию: «Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (ст. 28, 29).

Почтенные религиозные вожди Израиля ненавидели учение об избрании, и ненависть их умножилась, когда Иисус открыл им, что не их избрал Господь ко спасению. Как не хотели слышать о вседержавном избрании тогда, так не хотят и теперь. Артур Пинк писал: «В книге Откровение 19:6 говорится: «„…ибо воцарился Господь Бог Вседержитель“. Всем творением на небе и на земле управляет и располагает только Он. Как Всевышний, Он повелевает небесным воинствам, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?“ Он Бог Всемогущий и творит все по изволению благой воли. Горшечник Небесный, Он берет уничиженное человеческое естество вроде куска глины и обделывает, устрояя из него один сосуд для почетного употребления, другой для низкого. То есть, Он и решает, и определяет судьбу всякого, и держит под контролем все обстоятельства жизни всякого человека, иначе говоря, Бог есть Бог».

Пинк пришел к такому выводу: «Избрание принимают в реальности лишь потому, что оно ясно преподается Словом Божиим. Учение об избрании не было продуктом человеческого гения в прошлом или настоящем. Подобно учению о суде и муках наказания, учение об избрании противно велениям плотских помышлений и чувствованиям невозрожденного сердца. Истину избрания, как и догматы Святой Троицы и чудного рождества Спасителя, надлежит принимать простой детской верою».

Существо избрания в том и состоит, что Бог по верховной воле избирает во спасение только некоторых. Может быть, понять это нелегко, но таково чистое, неразбавленное библейское учение. Истина его волнительна и весьма смиряюща.

О неизбранных

Что сказать о неизбранных? Писание учит, что за неверие они осуждены на геенну. Иисус говорит: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18; ср. cт. 36). Согласно совершенной Божьей правде неизбранные осуждены потому, что не веруют. Однако вера, как известно, тоже не зависит от человека, но является Божьим даром.

Часть 2. Божьи избранники (1 Пет. 1:2)

1 Пет. начинается со слов: «Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1:1, 2).

Пришельцами, к которым обращается Петр, были христиане. Христиане — суть граждане неба, рассеянные по миру. Причтенные обществом, в котором им выпало жить, к изгоям, они подвергались гонениям, начало которым положили облыжные обвинения их в поджоге Рима в 64 г. Христианам следовало понять, что они избраны Богом, хотя мир и ставит их ни во что. Вот почему Петр начинает послание так, как начинает.

Мы, как христиане, представляем собой народ избранный, чуждый миру сему. Живя на земле временно, мы являемся гражданами Небесного Царства. Мы — общество в обществе.

Нам, послам Христовым, поручено миротворческое служение: возвещать о примирении с Богом через Христа (2 Кор. 5:18–20). Иисус сказал: «Вы … будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Мы — недруги этому миру, обязанные свидетельствовать ему. Сверхприродная культура в культуре, мы живем на основе стандартов, отличных от мирских; и сам образ нашего существования должен свидетельствовать в пользу Благой вести, которую мы обязаны возвещать миру.

Верующим всегда нелегко разговаривать о Христе с неверующими. Мы стремимся уйти от контактов с миром, нас тянет в общество себе подобных. Гонения, обрушившиеся на первых читателей Петра, стимулировали подобный уход в себя. Несомненно, сосредоточенность людей на внутреннем в поисках защиты, поддержки, сотрудничества, общения и любви вполне понятна. И все же на протяжении всего Первого послания Петр отвращает их от углубления в себя. Нам следует крепко любить друг друга, однако не в ущерб благовестию.

Как верно подметил известный толкователь Библии Александр Макларен: «Пшеничное зерно в семенной корзине пребывает не в своем месте; посеянное же в поле, спустя месяц-другой произрастает, выпуская колос». Надо бороться с искушением уходить в себя; иначе можно переродиться в сообщество проповедующих себе, а не погибающим.

Бог употребляет гонение и рассеяние верующих, чтобы уберечь Церковь от самоизоляции. Всякий раз, когда подобное, начиная с Деян. 8, происходило, Церковь возрастала. Зерно выбирают из семенной корзины и разбрасывают на подготовленную для посева почву, а затем ждут, когда заколосится урожай.

Не надо обитать в монастырях, прятаться в пещерах и укрываться в башнях из слоновой кости. Третьего не дано, надо идти в мир и возвещать Благую весть. Избранные – не от мира сего, так что им нельзя ожидать обращения с собой, как с местными туземцами. Христиане на земле символически представляют место, несравненно лучше туземного.

Первоисток Божьего избрания

Согласно 1 Пет. 1:2, первоисток нашего избрания есть предведение Бога Отца. Бог Отец избрал нас, и это избрание утверждено на Его предведении.

Рим. 11:5 гласит: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток». В Еф. 1:4 говорится, что Отец «избрал нас в Нем [во Христе]». Бог совершил избрание, не взирая на лица и обстоятельства.

В Дан. 4:32 говорится: «И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „Что Ты сделал?“». Бог избрал для вечной жизни и блага некоторых из ангелов («избранных Ангелов» из 1 Тим. 5:21) и некоторых из людей прежде акта сотворения их.

Избранные люди и названы народом избранным.

Широко распространенное толкование избрания состоит в том, что избранные предуставлены к спасению постольку, поскольку Бог предузнал их дела в будущем. При этом между предведением и предвидением ставят знак равенства. Мне довелось услышать такое толкование: Бог в силу всеведения рассмотрел из вечности дела наши в будущем, после чего избрал одних из нас, верных, и отверг других, неверных. Пристойное, на первый взгляд, толкование, однако ложное по сути.

Есть несколько причин, заставляющих падшего человека полагать, что предведение равносильно предвидению. Мы безрассудно жаждем понести на себе хотя бы толику славы спасения. Более того, согласно нашим порочным взглядам, вседержавный выбор Бога неправосуден. Однако наш разум осквернен (потемнен и ранен) грехом, и мы не смеем растравлять свою гордыню и унижать суд Божий, полагая правыми себя, а не Бога.

Знак равенства между предведением и предвидением ставит человека в ложное положение. Если бы божественное предведение означало, что Бог, рассмотрев вначале историю, утвердил выбор на основе человеческих дел, то сувереном предстал бы человек. Человек предстал бы началом активным, а Бог пассивным.

Но разве не сказал Иисус: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…» (Ин. 15:16)? Иисус не считал человека сувереном. Бог не подыгрывал, взирая с неба, «нужным» людям, дабы укрепить их добрую репутацию.

Когда равняют предведение с предвидением, человек обретает толику чести в спасении и приобщается славе, принадлежащей только Богу.

Помнится, один человек говорил: «Как я рад, что у меня хватило здравого смысла уверовать во Христа». Мне хотелось возразить ему: «Никак нет. Мы не знакомы лично, но я знаю, что не здравый смысл обратил вас ко Христу, поскольку здравый смысл еще никого не приводил ко Христу». Человек принимает спасение через Христа-Спасителя не вследствие своего разумного выбора. В 1 Кор. 1:29 сказано, что «никакая плоть» не должна «хвалиться пред Богом». В Еф. 2:9 утверждается, что спасение «не от дел, чтобы никто не хвалился».

Если предведение — это предвидение, то выходит, что падший человек в силах искать Бога, словно спасение можно обрести, тщательно анализируя доступные факты в процессе исследования Бога. Но в Рим. 3:11 сказано: «Никто не ищет Бога». Мы не спасаемся потому, что ищем Бога; мы спасаемся потому, что Бог взыскивает нас, привлекая к Себе сердца наши.

Предведение выше предвидения. Если бы человек мог веровать в меру собственных сил, то спасение приобреталось бы человеческими делами. Но спасение приходит через веру; и сама вера есть дар Божий (Еф. 2:8, 9).

С точки зрения, согласно которой предведение есть предвидение, Бог представляется небесным наблюдателем, говорящим: «Да-а, похоже, из-за этого парня расстроятся Мои замыслы. О, только бы он согласился, и тогда бы Я сделал то-то и то-то! Если он не согласится, у Меня ничего не выйдет!» Думать так — богохульство. Бог творит по изволению воли Своей; никто никогда не расстроит Его замыслов. Бог молвил: «…Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:9, 10). Человеку не обмануть Бога.

Слово «предведение» из 1 Пет. 1:2 является калькой греческого прогносин (формы слова прогносис). Оно встречается также в 1 Пет. 1:20, где записано, что Христос был предназначен прежде создания мира. Смысл понятия прогносис в обоих стихах один и тот же. Как Бог предузнал Христа прежде создания мира (ст. 20), так прежде создания мира Он предузнал и нас (ст. 2).

Что имеет в виду Петр под словом «предведение», хорошо поясняется в эпизоде из Деян. 2:23. Здесь Петр свидетельствует иудеям об Иисусе: «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили». Здесь предведение сопряжено с советом, определенным заранее замыслом. Согласно Петру, предведение Бога есть выбор, определенный Им заранее. Предведение есть не предварительный просмотр, не предвидение, а неуклонное исполнение замысла Божия.

  а) Иер. 1:5: Бог сказал Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя…». Бог предузнал Иеремию, то есть определил с ним связь заранее.

  б) Ам. 3:2: Бог также сказал: «Только вас [Израиль] признал Я…». Не то имеет в виду Бог, что среди народов Ему известен только Израиль, но то, что Израиль — единственный народ, с коим Он установил сокровенные, предопределенные отношения.

  в) Мф. 7:22, 23: Иисус сказал: «Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи!...“ … И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас“». Конечно, Иисус знал тех, с кем говорил; Он имеет в виду, что никогда не имел с таковыми каких-либо сокровенных, предопределенных отношений.

  г) Ин. 10:14: Иисус говорит также: «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня». Отношения Христа со Своими построены на предопределенном избрании.

Бог благоволил возлюбить некоторых. Если мы — истинные христиане, Бог предузнал нас в качестве части замысла. Божье предведение Христа символизирует Божье предведение нас. Христос есть камень избранный, драгоценный (1 Пет. 2:6).

Сфера действия Божьего избрания

Согласно 1 Пет. 1:2, сферой действия избрания выступает «освящение от Духа». Быть избранным и быть спасаемым не есть одно и то же. Можно быть избранным, не будучи до поры спасаемым.

Избрание переходит для избранных в плоскость реального при освящении от Духа. Сверхприродное и предвечное определение становится историческим фактом. Своих, избранных от вечности, Бог спасает во времени. В 1 Пет. 1:2 понятие «освящение» (греч. хагиасмо) означает «рождение свыше» — спасение, полное обновление, веру, покаяние: все, производимое в жизни верующего Духом. Возрождение означает освящение, посвящение и отделение от мира сего. Как христиане, мы все избраны от вечности. Но прежде, некогда, мы были частью неискупленного человечества. Мы жили в неискупленном состоянии, пока Святой Дух не отделил нас во спасение.

В 1 Пет. 2:9, 10 сказано: «Но вы род — избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ [несмотря на свое избрание], а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы». Христиане, в статусе избранных пребывающие всегда, спасение обретают во времени: Дух отлучает верующего от греха, призывает из тьмы в свет и ведет от неверия к вере ради Бога.

  а) Тит. 3:5: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом…». Наше спасение предопределено Отцом и приобретено для нас Сыном, но именно Дух осуществляет его.

  б) 1 Кор. 6:9–11: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Жизнь верующего освящается всесторонне. Освящение есть синоним спасения, важный труд Святого Духа при обращении, посредством чего мы отлучаемся от греха — рождаемся от Духа. Впоследствии Святой Дух продолжает трудиться, все более освящая нас. Этот процесс длится всю жизнь.

Избранного на спасение Бог не оставляет без освящения. Хотя освящение вовсе не означает совершенства, освящения без отлучения от греха не бывает. До спасения мы не были отделены от греха, тьмы и неверия. После спасения грех в нашей жизни встречается все меньше, а действительное освящение и уподобление образу Христа — все больше.

Чарльз Г. Сперджен, знаменитый английский проповедник девятнадцатого века, как-то красноречиво заметил: «Предтечей Cпасения выступает Избрание, ибо дело его — найти, где поселить Спасение. Избрание обходит весь мир, помечая жилища, куда явится Спасение, и те сердца, которые примут это сокровище. Избрание, исследовав род человеческий от первого человека до последнего, запечатлевает священной печатью избранных к Спасению. «Надлежит Ему пройти через Самарию» — изрекает Избрание; и Спасение непременно пройдет. Следом является Предопределение. Оно не только помечает известное жилище, но и готовит карту, согласно которой Спасение станет пролагать пути к сему жилищу; Им предписан всякий шаг великого воинства Спасения; предписаны время, когда грешник окажется у Христа, способ его спасения и потребные для сего пособия; оно отмечает точную дату и миг, когда Бог Духом оживит мертвых во грехе и когда Кровь Христова возвестит о мире и прощении. Предопределение намечает сей маршрут столь совершенно, что Спасение не уклонится и не свернет с пути. Поступь Благодати во всем заранее определена определением вседержавного Бога».

Такова чудесная картина дел, свершенных Богом в избрании народа Его! Учение об избрании открывает, что спасение есть всецело дар Бога милующего.

Цель Божьего избрания

Цель избрания — привести нас «к послушанию Христу» (1 Пет. 1:2). Послушание есть промежуточный результат освящающей работы Святого Духа. В Еф. 2:10 говорится: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Спасение требует послушания. Избранники Божьи при освящении от Духа избраны к послушанию Иисусу Христу. Мы не всегда повинуемся Ему, как надлежит, тем не менее этого направления нам следует держаться в жизни постоянно.

Писание утверждает, что послушание есть норма христианской жизни.

  1. Рим. 7:25: Павел говорит: «…умом моим служу закону Божию».

  2. Рим. 6:22: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная». Наше поведение показывает праведность, образ жизни — добродетель.

  3. 1 Тим. 6:3, 4: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает…». Истинное учение о спасении требует преуспевания в благочестии. Спасение (работа Духа) производит послушание (плод Духа).

Кровь, пролитая Христом, обеспечила Завет по которому мы пленяем всякое помышление в послушание Ему; Он обещает миловать нас, когда мы согрешим. По условиям этого Завета нам гарантирована безопасность. Но благовествовать о Христе и не требовать послушания Ему значит возвещать полуправду. Призывать ко спасению — значит призывать к Завету послушания.

Преимущества Божьего избрания

Сперджен сказал однажды: «Под благодатным воздействием Духа Святого ничто не освящает христианина больше, чем мысль об избрании. «Как могу я грешить (говорит он себе), если Бог избрал меня? Преступлю ли я заповедь этой любви? Совращусь ли от сей милующей, благой и нежнейшей из милостей? Никак, мой Боже; Ты избрал меня, и я буду любить Тебя, жить для Тебя... предам Тебе самого себя, дабы отныне стать Твоим... отдавшись служению Тебе».

Верные вступают в завет послушания посредством окропления кровью Христовой. Мы обязуемся повиноваться Богу, Он же обязуется прощать нас в прегрешении. Он гарантирует нашу безопасность.

  1. Флп. 1:6: «…начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа».

  2. Ин. 6:37–39: Иисус говорит: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон … Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день».

Заключение

Сперджен говорил: «Человека, отважнее верующего в избрание Божье, не бывает. Что ему до заботы угодить кому-то, коли Творец избрал его? Что ему до жалкого чириканья воробьишек, коли сам он из орлиного царского племени? Что ему до нищего с перстом, указующим на него, коли в жилах его кровь небесного царского племени? Станет ли он страшиться, хотя бы весь мир восстал на него?

Пусть бы и вся земля восстала на него, он пребудет в совершенном мире, ибо сокрыт в потайном месте скинии Всевышнего, в величественном шатре Всемогущего. «Я человек Божий» — говорит он себе, «я отделен от прочих живущих... Разве не мое имя записано в книге у Бога?» Что ему за дело до мира сего? О, как лев, который и ухом не ведет на собачий лай, он смеется над всеми врагами; когда они совсем близко, он поднимается на них. Он колосс между карлами; они путаются в его ногах и понять его не умеют. Чело его в броне, и сердце его — кремень; и надо ли ему угождать человеку? О, если вселенная вся и посвищет над ним, он посмеется и скажет: «Нашедший прибежище в Боге пребывает без опаски».

Ничто, кроме избрания, не может сделать человека таким отважным, сильным, мужественным и защищенным. Церковь, которая пренебрегает этим важнейшим учением, теряет возможность хвалить и славить Бога.

Еф. 1:3–14 звучит как победная песнь хвалы, исходящая из сердца Павла. Это не сухая богословская аргументация, а избыток Павлова пламенного сердца, славящего Бога. В греческом тексте Еф. 1:3–14 составляет единое изречение. Дух Божий вдохновил Павла воспеть хвалу Богу Спасителю.

В начале текста Павел утверждает, что достоин всякой хвалы и славы Бог, спасающий человека. Глагол «избрал» (греч. эклегоу) приводится в возвратном падеже и означает «избрать для себя». Павел утверждает, что Бог избрал нас для Себя — лично для Себя. Он избрал спасаемых прежде сотворения мира.

Писание также утверждает истину о Божьем искупительном избрании:

  1. Мф. 25:34: Иисус говорит: «…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Господь предуготовил и царство Свое, и обитателей его прежде сотворения мира. Мы спасены и знаем Господа Иисуса Христа постольку, поскольку Бог избрал нас.

  2. Лк. 12:32: Иисус говорит ученикам: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство».

  3. Ин. 6:44: Иисус провозглашает огромной толпе народа: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня».

  4. Ин. 15:16: Иисус говорит ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…».

  5. Деян. 9:15: Господь говорит об апостоле Павле: «...он есть Мой избранный сосуд…». Обращение Павла произошло самым неожиданным образом, когда он намеревался устроить гонения на христиан. Бог в данном случае показательно обратил, преобразил и призвал его на апостольство, ибо избрал прежде сотворения мира.

  6. Деян. 13:48: «…и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни». Бог дарует веру только тем, кого предопределил ко спасению благоизволением воли Своей.

  7. 2 Фес. 2:13: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала … избрал вас ко спасению». Павел не благодарит фессалоникийцев за то, что они решили уверовать. Они не были достаточно умны, мудры, одухотворены и прозорливы, дабы избрать Бога; это Бог избрал их от начала. Условием спасения с нашей стороны выступает вера, но даже такая вера есть плод избрания Божия.

  8. 2 Тим. 1:9: Павел говорит о силе Бога: «Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен».

  9. 1 Пет. 1:1, 2: Верующие являются «избранными, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа».

  10. Отк. 13:8; 17:8: Имена верующих были записаны в книге жизни у Агнца прежде сотворения мира.

Иисус говорит, что выбрал нас из стремнины беспомощных людей, низвергающихся в ад. Такова усмиряющая истина; таковая подвигает нас к безмерной благодарности. Почему Бог избрал именно нас, а не других? Не по нашим делам, но дабы явить «богатство славы Своей» (Рим. 9:14–23). Поэтому с нашей стороны единственно верным ответом будет такой: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3).


Rambler's Top100