Весть к адвентистам      Знамения      Все статьи      Видео      Псалмы      Беседа      Видео новости       Пишите   
Предостережение Церкви остатка

ГНЕВ БОЖИЙ

Послание Апостола Павла к Римлянам Гнев Божий

Джон МакАртур
Изменить шрифт:  А  А  А

(Рим 1:18) Rambler's Top100 «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою»


Сама мысль о гневающемся Боге неприемлема для падшей человеческой натуры и трудно воспринимается даже многими христианами. Большинство современных проповедников Евангелия говорит только о полноте жизни во Христе, радости и даре спасения, мире с Богом, который приносит вера в Иисуса Христа. Все эти преимущества - действительно результат истинной веры, но они не полностью характеризуют Божий замысел спасения. Следует также услышать истину о Божьем наказании греха и тех, кто согрешает.

По Павлу, страх вечного осуждения был первым побудительным мотивом для обращения ко Христу, первым его давлением на злых людей. Павел хотел, чтобы они осознали, что значит испытать на себе гнев Божий, прежде чем предложить им способ избежать его. Такой подход имеет как логический, так и богословский смысл. Человек не может оценить чуда Божьей милости до тех пор, пока не узнает совершенных требований Божьего закона. Он не может оценить полноту Божьей любви к нему до тех пор, пока не узнает об ужасе Божьего гнева, вызванного его грешной неспособностью в совершенстве соответствовать Божьему закону. Он не может оценить Божью способность прощать, пока не узнает о вечных последствиях греха, которые требуют наказания и нуждаются в прощении.

"Орге" (гнев) означает постоянное, решительное возмущение, а не кратковременное, эмоциональное и часто неконтролируемое раздражение ("фумос"), к которому склонны люди.

Божьи качества обладают Божественным совершенством. Если бы Он не обладал праведным гневом, то не был бы Богом, точно так же, как Он не был бы Богом, если бы Ему не была присуща милостивая любовь. Он совершенно ненавидит и так же совершенно любит (см. Пс. 44:8; Евр. 1:9). Одна из великих трагедий современного христианства - это неспособность проповедовать и учить тому, что такое гнев Божий и осуждение, которое Он налагает на всякий непрощенный грех. Усеченная, сентиментальная проповедь Благой вести, которая часто звучит сегодня, сильно отличается от Евангелия Иисуса Христа, которое провозглашал Ап. Павел.

Просматривая песенный сборник второй половины 19-го столетия, я обнаружил, что многие псалмы в этом сборнике подчеркивают гнев Бога, так же как и сама книга Псалмов делает особое ударение на Его гневе. Печально, но сегодня лишь очень немногие гимны и другие христианские песни отражают это важное Библейское понятие.

В Св. Писании, в Новом и Ветхом Заветах особое значение придается Божьему праведному гневу. Если кто-то будет насмехаться над Ним, Бог "скажет им во гневе Своем, и яростию Своею приведет их в смятение". Далее псалмопевец предостерегает: "Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре" (Пс. 2:5,12). Асаф писал: "От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь. Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?" (Пс. 75:7-8). Другой псалмопевец напомнил неверному Израилю, что Бог сделал открыто неповиновавшимся египтянам, которые отказывались отпустить Его людей: "Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых" (Пс. 77:49-51). Говоря от имени Израиля, Моисей сокрушался: "Ибо мы исчезаем от гнева Твоего, и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего. Все дни наши прошли во гневе Твоем" (Пс. 89:7-9).

Пророки много говорили о Божьем гневе. Исайя заявлял: "Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня" (Ис. 9:19). Иеремия провозглашал: "Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет" (Иер. 7:20). Через Иезекииля Бог предупредил Своих людей, что "серебро свое они выбросят на улице и золото у них будет в пренебрежении. Серебро их и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа. Они не насытят ими душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их" (Иез. 7:19).

Многими хорошо известными способами Бог в прошлом выражал Свой гнев против грешного человечества. В дни Ноя Бог при помощи потопа уничтожил все человечество за исключением восьми людей (Быт. 6-7). Через несколько поколений после Ноя Бог смешал человеческие языки и разбросал людей по всей земле за попытку построить идолопоклонническую башню до небес (Быт. 11:1-9). Во времена Авраама Бог разрушил Содом и Гоморру, причем только Лот и его семья спаслись (Быт. 18-19). Бог уничтожил фараона и его армию в море, когда они тщетно пытались догнать израильтян, чтобы вернуть их обратно в Египет (Исх. 14). Бог обращает Свой гнев против языческих царей, таких как Сеннахирим (4 Цар. 18-19), Навуходоносор (Дан. 4), Валтасар (Дан. 5). Бог обращал Свой гнев даже против представителей Своего собственного народа - против царя Навата за то, что "делал он неугодное пред очами Господа, ходил путем отца своего и во грехах его, которыми тот ввел Израиля в грех" (3 Цар. 15:25-26), и против Аарона и Мариами - брата и сестры Моисея - за то, что они подвергли сомнению откровения, данные Богом Моисею (Числ. 12:1-10).

Божий гнев очень ясно показан в Новом Завете и в том, что Бог уже сделал, и в том, что Он еще совершит. В Евангелии от Иоанна, в котором выразительно показаны Божья любовь и милость, ярко описаны Его гнев и ярость. Утешительные слова о том, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" вскоре сменяются предостережением, что "не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан. 3:16, 36).

В Послании к Римлянам Павел снова обращает внимание на гнев Божий, говоря, что "Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели" (9:22). Апостол предупредил коринфян, что каждый, кто не будет любить Господа Иисуса Христа, будет вечно проклят (1 Кор. 16:22). Он сказал ефесянам: "Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления" (Ефес. 5:6). Апостол предупредил колоссян, что за "блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение... гнев Божий грядет на сынов противления" (Кол. 3:5-6). Он уверяет преследуемых фессалоникийцев, что Бог однажды даст им освобождение, и что "праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа" (2 Фес. 1:6-8).

Прежде чем лечить болезнь, ее следует распознать и определить. По тем же причинам в Св. Писании сначала говорится о плохих новостях, а затем о хороших. Божье праведное осуждение греха провозглашается раньше, чем говорится о Божьей милости прощения. У человека нет причин искать спасения от греха, если он не знает, что грех приносит осуждение. У человека нет причин стремиться к духовной жизни, если он не понимает, что духовно мертв.

Каждый человек, исключая лишь Иисуса Христа, со времени грехопадения человечества рождается осужденным. Поэтому Павел говорил римлянам, что "все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23).

В небольшом объеме одного стиха (Рим. 1:18) Павел представляет шесть черт, которые характеризуют Божий гнев: его свойство, его время, его источник, его степень, его природу и его причину.


Свойство Божьего гнева

гнев Божий (1:18а)

Во-первых, свойство этого гнева проявляется в том, что это Божественный гнев. И, следовательно, он отличается от всего известного нам в этом мире. Божий гнев отличается от человеческого раздражения и злости, которые порождаются грехом. Божий гнев всегда и полностью праведный. Бог никогда не выходит из себя, Он никогда не раздражается. Пуританский писатель Томас Уотсон говорил: "Так ли бесконечно свят Бог? Но посмотрите, как несвойственен Богу грех... Следовательно, нечего удивляться, что Бог ненавидит грех... поскольку грех посягает на святость".

Будучи неспособным примирить идею о Божьем гневе со своими собственными представлениями о доброте и праведности, один либеральный богослов заметил: "Мы не можем логически рассуждать о Боге с точки зрения высших человеческих идеалов личности и в то же время приписывать Ему вспышки гнева". Но это же глупо, чтобы не сказать не по-библейски, подходить к Богу с человеческими критериями и извращать идею о Его гневе только потому, что злость людей часто порождается грехом.

Божий гнев не капризный или иррациональный, но единственно возможный ответ святого Бога на зло. Бог не может быть святым и не гневаться на зло. Святость не может быть терпимой к несвятости. "Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния" (Авв 1:13).


Время Божьего гнева

ибо открывается (1:18б)

Во-вторых, время Божьего гнева известно из того факта, что этот гнев открывается, а еще лучше сказать постоянно открывается. Божий гнев обнаруживается постоянно, проявляется непрерывно. Греческое слово "апокалупто" (открытый) имеет основное значение "непокрытый, открытый свету, известный".

Божий гнев всегда был открыт падшему человечеству и постоянно иллюстрировался в Св. Писании. Гнев впервые проявился в Едемском саду, когда Адам и Ева поверили тому, что говорил о Боге змей. Им и всем их потомкам немедленно был вынесен смертный приговор. Даже сама земля была проклята. Как уже отмечалось, Божий гнев проявился в потопе, когда Бог кроме восьми человек смыл весь род человеческий, в разрушении Содома и Гоморры и в потоплении армии фараона. Он открылся в бичевании в соответствии с законом при каждом прегрешении и установлении системы жертв по закону Моисея. Даже несовершенные законы, которые придумали люди, чтобы остановить и наказать поступающих неправедно, отражают и, следовательно, помогают обнаружить совершенный и праведный гнев Божий.

Но наиболее значительным проявлением Божьего гнева было то, что Его Единородный Сын Иисус Христос был распят на кресте, когда принял на Себя все грехи этого мира и терпел полную Божественной силы Божью ярость как наказание за них. Бог ненавидит грех так глубоко и требует так наказать его, что Он позволил, чтобы Его совершенный возлюбленный Сын был осужден на смерть как единственное средство искупления падшего человечества от проклятия греха.

Британский толкователь Джеффри Вильсон писал: "Бог не праздный наблюдатель мировых событий; Он активно вмешивается в человеческие дела. Осуждение греха постоянно осуществляется Божественным трибуналом" ("Romans: A Digest of Reformed Comment" [London: Banner of Truth], стр. 24). А. Фроуд писал: "Урок один и только один: со всей ясностью можно сказать, что история повторяется; мир почему-то построен на нравственных основаниях; в долгосрочной перспективе добро выигрывает, а зло проигрывает" ("Short Studies on Great Subject", vol. 1, "The Science of History" [London: Longmans, Green and Co., 1915], стр. 21).

Мы удивляемся, почему процветает так много неправедных людей, и кажется, что они делают зло совершенно безнаказанно. Но если Божий гнев задерживается, чаша Его гнева все наполняется, увеличивая наказание за большие грехи. Но гнев накапливается, и день гнева настанет (см. Рим. 2:5).

Дональд Грей Барнхауз рассказывает историю о нескольких верующих фермерах на Среднем Западе, которые однажды воскресным утром были разгневаны на соседа, обрабатывающего в субботу поле прямо напротив церкви. Шум от его трактора мешал проводить богослужение и, как оказалось, этот человек специально выбрал это поле для работы в субботу, чтобы продемонстрировать свое отношение. Он написал письмо редактору местной газеты, утверждая, что хотя он не уважает Господа и не чтит день Господний, у него наивысшие урожаи с гектара среди всех ферм этой местности. Он спрашивал редактора, как христиане могут это объяснить. С достойной похвалы прозорливостью и мудростью редактор напечатал это письмо и сопроводил его простым комментарием: "В октябре этого года Бог платит не по всем Своим счетам" ("Man's Ruin: Romans 1:1-32" [Grand Rapids: Eerdmans, 1952], стр. 220).


Источник Божьего гнева

гнев Божий с неба (1:18в)

Гнев Божий сходит с неба. Несмотря на власть сатаны, как князя тьмы, земля, в конечном счете, управляется небесами, и престол Божий - это место, с которого Его гнев постоянно и динамично проявляется в этом мире людей.

Павел часто говорит не просто о каком-то гневе, а об определенном, имеющем конкретное время и тип.

Небеса открывают Божий гнев двумя способами: через Его нравственные установления и через Его личное вмешательство. Когда Бог создал мир, Он построил его в соответствии с определенными нравственными принципами и физическими законами, которые с тех пор и управляют этим миром. Точно так же, как прыгнув с высокой постройки, человек падает на землю, он испытывает Божье наказание, когда нарушает Божьи нравственные законы. Гнев - как бы встроенный механизм этого закона. Если человек грешит, то последствия наступают неотвратимо и неумолимо. Поэтому Бог не должен специально вмешиваться, Он просто позволяет действовать закону нравственных причин и следствий.

А второй способ, которым Бог открывает Свой гнев, - это Его прямое и личное вмешательство. Бог - это не безличная космическая сила, которая лишь направляет движение Вселенной в нужном Ему направлении. Божий гнев выполняется точно в соответствии с Его Божественной волей. Для описания Божьего гнева в Ветхом Завете использовано несколько еврейских слов, передающих его особенности. Слово "хара" используется 91 раз. Это слово означает "гневающийся, горящий яростью" и очень часто используется в отношении Бога (см., например, Быт. 18:30). Слово "харон" используется 41 раз. Оно обозначает исключительно Божественный гнев и переводится как "испепеляющий гнев" (см., например, Исх. 15:7). Слово "атсаф", означающее "сильный, ожесточенный", используется тридцать четыре раза, и, как правило, относится к Богу (см., например, Втор. 1:34). Четвертое слово, обозначающее гнев, - "хемах", то есть "яд, отрава". Это слово часто употребляется там, где речь идет о ревности. Давид сказал: "Бог - судия праведный, и Бог - всякий день строго взыскивающий" (Пс. 7:12). "Взыскивающий" - это перевод слова "заам", которое буквально означает "быть в ярости". Это слово используется в Ветхом Завете более двадцати раз и часто в качестве характеристики Божьего гнева.

Итак, мы видим, что гнев Божий берет начало на небесах.


Степень и природа Божьего гнева

на всякое нечестие и неправду человеков (1:18г)

Четвертая и пятая черты Божьего гнева касаются его степени и его природы.

Божий гнев имеет всеобщий характер, поскольку он направлен против всех, кто заслуживает его. Ни добрая воля, ни помощь бедным, ни готовность помогать другим людям, ни даже служение Самому Богу не может исключить человека из числа всех тех, кого Павел здесь упоминает. Позже Павел объясняет более ясно, что "как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, ...потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:9, 23). Конечно же, некоторые люди в нравственном отношении намного лучше других, но даже эти наиболее порядочные и честные люди очень далеки от Божьих установлений совершенной праведности. Никто не соответствует.

Человеческое относительное совершенство в сравнении с Божьими совершенными установлениями - это то же самое, что гипотетическая попытка перепрыгнуть с пляжа возле Лос-Анжелеса на остров Каталины, расстояние до которого 40 км. Некоторые люди вообще не умеют прыгать, некоторые могут прыгнуть на 1-2 метра, и только очень небольшое число людей может преодолеть прыжком расстояние в 7-8 метров. Итак, наибольший из мыслимых прыжков может покрыть только очень маленькую часть необходимой дистанции. Так, самые нравственные люди имеют очень мало шансов достичь Божьей праведности своими собственными силами. Ровно столько, сколько самый хороший спортсмен - перепрыгнуть расстояние до острова Каталины. Каждый незамедлительно упадет.

Второй акцент в этой фразе сделан на природе Божьего гнева. Это не гнев сумасшедшего, который крушит все вокруг, не различая ничего, не заботясь о том, что может кого-то поранить или убить. Это не греховный гнев человека, старающегося отомстить за причиненный ему ущерб. Божий гнев существует для того, чтобы бороться с грехом и справедливо направляется на грех. "Асебиа" (безбожность) и "адикиа" (неправедность) - синонимы, первое из них указывает на достойное осуждения личное отношение к Богу. Бог гневается, потому что грешные люди - Его враги (см. Рим. 5:10) и, следовательно, "чада гнева" (Ефес. 2:3).

Безбожность означает недостаток почтения, преданности, поклонения истинному Богу. Это ошибка, которая неизбежно ведет к одной из форм ложного поклонения. Хотя и пропуская детали и обстоятельства, Ап. Иуда все же отмечает, что Енох - праведный потомок Адама в седьмом поколении - пророчествовал о Боге: "Идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (словах), которые произносили на Него нечестивые грешники" (Иуд. 14-15). В этом тексте трижды используется слово "нечестие" и его производные, чтобы подчеркнуть, что Божий гнев обращен против грешного человечества.

Слово "неправедность" передает значение, сходное со словом "безбожность", но обращает внимание на результат этой безбожности. Грех прежде всего посягает на величие Бога, а затем и на Его закон. Люди поступают неправедно, поскольку не имеют правильных отношений с Богом, Который лишь один - мерило и источник праведности. Безбожность неизбежно ведет к неправедности. Если отношение человека к Богу неправильное, то и его отношение к своим товарищам также неправильное. Человек не может относиться к своим друзьям и товарищам иначе, чем он относится к Богу. Вражда, которую испытывает человек к окружающим, исходит от его вражды к Богу.

"Но как же так, - спрашиваем мы, - Бог может считать всех ответственными за нравственные и духовные недостатки и сильно гневаться, когда одни имеют намного меньше возможностей, чем другие, услышать Евангелие и прийти к пониманию Бога?" Ответ состоит в том, что из-за греховного характера каждый человек естественно склонен следовать греху и противиться Богу. Эта фраза может быть переделана так: "люди постоянно пытаются подавить правду своим упорным пребыванием в грехе". Неправедность настолько свойственна человеческой природе, что каждый человек неизбежно имеет естественное, непреодолимое желание подавлять Божью истину и выступать против нее.

Ап. Павел так говорит в следующем стихе: "Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им" (ст. 19). Его точка зрения состоит в том, что все люди, независимо от своих относительных возможностей узнать Слово Божье и услышать Его Благую весть, имеют внутреннее, Богом данное свидетельство Его существования и природы, но все они склонны отвергать это свидетельство и пренебрегать им. Независимо от того, маленький или большой духовный потенциал имеет человек, Бог гарантирует каждому, кто искренне ищет Его, возможность найти Его. "И взыщете Меня и найдете, - обещает Бог, - если взыщете Меня всем сердцем вашим" (Иер. 29:13).

Но люди обычно не склонны искать Бога. Эта истина была окончательно доказана в земном служении Иисуса Христа. Даже перед лицом воплощения Бога, Света мира, люди "более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Иоан. 3:19-20). Как провозгласил Давид сотнями лет ранее: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро" (Пс. 13:1). Грешное человечество противится идее святого Бога, поскольку внутренне понимает, что такой Бог возложит на него ответственность за грехи, которые люди так любят, и не хотят от них отказываться.


Причины Божьего гнева

"Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце" (1:19-21).

Несколько лет тому назад в лондонской газете "Таймс" была опубликована статья, в которой сообщалось, что 14 церковных научных групп в Вудфорде после изучения псалмов Ветхого Завета пришли к выводу, что 84 из них "не подходят для христианского пения" ("Psalms Chosen from New Testament" [23 авг. 1962], сек. 1, стр. 10). Объясняя свою позицию, авторы статьи заявляли, что гнев и месть, о которых идет речь в этих псалмах несовместимы с христианским благовествованием любви и милости.

Но Св. Писание ясно показывает, что справедливость, гнев и наказание - такие же Божественные проявления, как любовь, милость и сострадание. Более чем в 50 стихах 27-ой и 28-ой глав книги Второзаконие подробно указываются Божьи наказания тем, кто нарушает Его заповеди и указания. В ответ на мольбу Иеремии о мести против врагов Бог сказал:

"Вот, Я наведу бедствие на место сие, - о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах, - за то, что они оставили Меня, и чужим сделали место сие, и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невинных и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне; за то вот, приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения. И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на месте сем и сражу их мечем пред лицем врагов их и рукою ищущих души их, и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным" (Иер. 19:3-7).

Исайя провозглашал: "Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее" (Ис. 13:9). Наум свидетельствовал, что "Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания" (Наум. 1:2-3).

Как уже отмечалось в предыдущей главе, хотя некоторые думают, что Божий гнев и наказание - это концепции, в основном появляющиеся в Ветхом Завете, следует отметить, что ясное изображение этих Божественных свойств содержится и в Новом Завете. Когда группа фарисеев и саддукеев пришли к Иоанну Крестителю для крещения, он прогнал их с презрительными словами: "Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния" (Матф. 3:7-8).

Чуть позже он сказал об Иисусе: "Но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (ст. 11-12). Вот что говорил Иоанн Креститель подошедшим к нему евреям: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан. 3:36).

Иисус - воплощение Бога, а значит и воплощение любви; но Он говорил о наказании и суде больше, чем кто бы то ни было другой в Св. Писании. Он, пожалуй, говорил об этом больше, чем все остальные в Новом Завете вместе взятые. Нагорная проповедь изобилует предостережениями о Божественном гневе и суде. "А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду, - говорил Иисус, - кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет "безумный", подлежит геенне огненной" (Матф. 5:22). "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Матф. 5:29-30). Он сказал, что "сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (8:12).

Посылая Двенадцать свидетельствовать в Израиль, Иисус сказал им: "А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому" (Матф. 10:14-15). Немного позже, продолжая давать им наставления, Иисус Христос говорит: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (ст. 28). Иисус Христос предупреждал народ: "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Матф. 12:36-37; ср. стихи 41-42; см. также 13:40, 49; 16:26; 18:34-35; 22:13; 23:33; 24:50-51; 25:26-30).

Павел провозглашал, что "зная страх Господень, мы вразумляем людей" (2 Кор. 5:11). Другими словами, ужасное наказание Бога неверующему человечеству должно побуждать нас свидетельствовать о предоставляемой Богом возможности спастись через Иисуса Христа. Лука сообщает, что когда Павел начал говорить "о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс [правитель] пришел в страх" (Деян. 24:25). Павел предупредил церковь в Ефесе: "Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления" (Ефес. 5:6). Тот же апостол предупредил неверующих: "Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога" (Рим. 2:5; ср. стихи 8-9, 16).

В Послании к Евреям провозглашается: "Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр. 10:26-27). "Если те, не послушавши глаголавшего на земле, не избегли наказания, - продолжает далее пишущий, - то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес" (12:25).

В своем видении на острове Патмос Ап. Иоанн услышал предупреждение ангела неверующим, "кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем" (Откр. 14:9-11).

Новый Завет заканчивается серьезным предупреждением от самого Господа:

"Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами, а вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду... И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей" (Откр. 22:14-15, 18-19).

Но и сегодня, как и в прошлые времена, люди отрицают то, что Бог гневается, и это отрицание проявляется в основном в форме универсализма, который гласит, что Бог, в конце концов, спасет если не всех, то многих. Эта еретическая идея прямо противоречит Слову Божьему.

Учитель Библии Р. А. Торрей мудро писал: "Поверхностный взгляд на грех и Божью святость, славу Иисуса Христа и Его требования к нам лежит в основе глупых теорий о судьбе нераскаявшихся. Когда мы видим весь ужас и всю отвратительность греха, совершенную святость Бога, безграничную славу Иисуса Христа, то лишь уверенность в том, что люди, упорствующие в выборе греха, любящие тьму больше, чем свет и упорствующие в отвержении Сына Божьего, будут терпеть ужасные муки, может удовлетворить требования нашей души... Чем ближе человек к Богу, чем больше он предан служению Ему, тем с большей вероятностью Он разделяет истинную веру" ("What the Bible Teaches" [New York: Revell, 1898], стр. 311-13)

В подтверждение этой мысли, основной текст Послания к Римлянам начинается со ст. 1:18 и содержит ясное подтверждение Божьего гнева "на всякое нечестие и неправду человеков". Как указывает апостол в своем Послании к Ефесянам, все противящиеся Богу - это "по природе чада гнева" (2:3), рожденные для Божьего гнева, и это их естественный удел как падшего человечества. После грехопадения Божья улыбка превратилась в хмурость. Моисей риторически спрашивал Бога: "Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?" (Пс. 89:11).

Пуританский писатель Томас Уотсон сказал: "Так же как любовь Бога делает каждую горькую вещь сладкой, так Божье проклятие делает каждую сладкую вещь горькой" ("A Body of Divinity" [Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1983 reprint], стр. 151). Более современный писатель Джордж Роджерс говорил, что Божий "праведный гнев никогда не усиливается и никогда не уменьшается; он как великое течение соседствует с грехом, поскольку Господь неизменно и непреклонно праведен" ("Studies in Paul's Epistle to the Romans", vol. 1 [Los Angeles: G. Rogers, 1936], стр. 40).

Как может Тот, Кто любит чистое и прекрасное, не иметь отвращения к тому, что грязно, ужасно и отвратительно? Как может Он, безгранично святой, не обращать внимание на грех, который самой своей природой посягает на святость? Как может Он, любящий праведность, не ненавидеть и не бороться против всего неправедного? Как может Он, верх совершенства, одинаково благодушно смотреть на добродетель и на порок? Он не может поступать так, поскольку Он свят, справедлив и добр. Гнев - это единственный справедливый ответ, который совершенный праведный Бог мог дать нечестивым людям. В Рим. 9:22-23 Павел вполне ясно дает понять (см. комментарии в этом тексте), что праведный гнев - такой же неотъемлемый элемент Божьего совершенства, как и любое другое Его свойство.

Павел подчеркивает, что прежде понимания милости Божьей, мы должны понять, что такое Его гнев. Точно так же, прежде чем мы сможем понять значение смерти Иисуса Христа, мы должны понять, почему человеческие грехи сделали эту смерть неизбежной. А также, прежде чем мы начнем понимать любовь, милосердие и милость Бога, мы должны увидеть, насколько безнадежен грех и вина неверующего человечества.

Ужасно, но даже многие адвентистские проповедники Евангелия начали обходить тему Божьего гнева и наказания. Даже малейшие упоминания о суде исчезли из многих проповедей. Когда все же возникает речь о гневе, он часто обезличивается, как если бы он возникал сам по себе в результате каких-то деистических операций, в которых Сам Бог не принимает непосредственного участия.

Многие склонны к сомнениям - действительно ли человек заслуживает такой суровой участи. В конце концов, никто из рожденных на свет не просил, чтобы ему была дана жизнь. Почему же тогда, спрашивают они, человек, который никак не мог повлиять на факт своего рождения, должен нести наказание в огне за то, что он рожден грешным? Заслуживает внимания вопрос: "Почему каждый рожден под Божьим гневом и осуждением?" Это один из вопросов, на которые Павел отвечает в Рим. 1:19-23, где он объясняет, почему Бог справедлив в Своем гневе на всех грешников.

Некоторые люди, даже некоторые из язычников, признают за Богом право гневаться на человеческий грех. Когда первосвященником был Илий, а молодой Самуил под его началом служил в храме, Израиль упал до самого низкого духовного уровня. Было много показной религиозности, но мало искренней веры и послушания. Надеясь использовать ковчег завета как магический символ, чтобы гарантировать себе победу, Израиль взял его на битву против филистимлян. Однако евреи не только потеряли в сражении 30 тысяч человек, но и ковчег достался врагам. После многих бедствий и затруднений, вызванных пребыванием у них ковчега, филистимляне решили возвратить его Израилю. Возвращая его, они сопроводили его подношениями, стремясь смягчить направленный против них гнев Божий. Хотя их понимание Бога Израиля было неверным и принесенные ими подношения были языческими, они, тем не менее, признали Его власть и Его право судить и наказывать их как виновных в посягательстве на Его славу (см. 1 Цар. 4-6).

Когда Ахан взял из заклятого, этот грех привел Израиль к поражению в Гае. Когда это раскрылось, он с готовностью признал: "Точно, я согрешил пред Господом, Богом Израилевым" (И. Нав. 7:20).

Бог абсолютно справедлив, Он никогда не наказывает, если наказание незаслуженное. Ахан знал Божий закон, данный через Моисея, и он знал об особом Божьем запрете брать добычу из Иерихона для личных целей. Язычники-филистимляне, напротив, знали только о Божьей огромной силе. Но и Ахан, и филистимляне знали, что они виновны перед Господом и заслуживают Его гнева.


Ложная безопасность

Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога.

Инстинктивно люди надеются, что так или иначе им удастся избежать наказания. Сознательное или бессознательное, но где-то глубоко в них есть чувство, что необходимо что-то делать для своей духовной безопасности. Они хотят иметь гарантии, что не будут наказаны за свое зло. В попытке сделать это люди выдумали бесчисленное множество оправданий и теорий, пытаясь избежать наказания, которого, как они внутренне осознают, они заслуживают.

У некоторых людей ложное чувство духовной безопасности основывается на попытке убедить себя в том, что они в основе своей добрые и что справедливый Бог не может послать добрых людей в огонь. Они верят, что их добрые дела и стремления перевешивают злые, и, в конечном итоге, Бог примет их.

Другие убеждают себя, что Бог слишком любит людей, чтобы уничтожить кого-нибудь, и в конце концов, спасены будут гораздо больше верующих, нежели мы думаем. Подобные взгляды настолько распространены, что те, кто основывает на них свою безопасность, находят успокоение тем, что многие делают то же самое. Они даже выработали устойчивые "христианские" клише в подтверждение своих взглядов.


Протест против нападения Павла на Божий народ

Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие (3:1-2)

Критики Павла постоянно обвиняли его в том, что он проповедует, что будто Божье призвание Израиля как Его особого народа утратило смысл. Если бы это было так, то значит апостол хулит саму репутацию и чистоту Бога.

Из-за бесчисленного количества мест в Ветхом Завете, свидетельствующих об уникальном призвании и благословении Израиля, многие евреи пришли к выводу, что быть евреем само по себе означает быть угодным Богу. Но как указал Павел, быть физическим наследником Авраама не значит быть его духовным наследником. Если они не имеют знака Божьего Духа в своих сердцах, внешний знак обрезания плоти ничего не значит (Рим. 2:17-29). Несомненно прослеживается аналогия с ситуацией вокруг современного Израиля. Божья вестница последних дней Эллен Уайт неоднократно свидетельствует: «Развитие адвентистского движения и история Израиля очень схожи между собой» (Сокровищница свидетельств, т.I, с.413). «Ловушки сатаны расставлены для нас точно таким же образом, как были расставлены израильтянам непосредственно перед их вступлением в Ханаанскую землю. Мы повторяем историю этого народа» (Свидетельства для Церкви, т.5, 160).

Тем не менее, продолжает Павел, преимущество быть евреем велико во всех отношениях. Хотя это не приносит спасения, но дарует многие привилегии, которых не имеют неевреи. Позже в послании Павел говорит своим читателям, и когда он писал это, на его глазах без сомнения были слезы: "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти" (9:3-5).


Привлечение к суду

Итак что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом (3:9)

Заключительная речь судьи начинается с двух вопросов. Первый - это просто: "Итак, что же?". Имеется в виду: "Так, какие еще есть доказательства?" Павел уже осудил, как безнравственных язычников, так и высоконравственных иудеев. Предвосхищая возможную мысль его слушателей, второй вопрос Павла звучит риторически: "Имеем ли мы преимущество?"


Rambler's Top100