Весть к адвентистам      Знамения      Все статьи      Видео      Псалмы      Беседа      Видео новости       Пишите   
Предостережение Церкви остатка

Может ли Церковь ошибаться?


Может ли Церковь ошибаться?


Изменить шрифт:  А  А  А

(1Ин 1:8) Rambler's Top100 «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас»


Адвентистское движение, переросшее во всемирно известную церковь, сегодня переживает свой кризис, как и все другие религиозные объединения. Рушатся типичные представления о нашей миссии в этом мире, о ее уникальности и истинности. Некогда единая, всемирная организационная структура церкви делится ныне на множество мелких, самостоятельных и независимых движений (Вудроу Виден, «Адвентистская церковь и независимые движения» // «Альфа и омега» №3 2002 Журнал о пасторском служении Евро-Азиатского отд. АСД).

Автор вышеупомянутой статьи показывает, что такая тенденция вполне закономерна и объяснима. Нельзя не согласиться с выводом автора, затронувшим такой сложный вопрос, что "Руководителям церкви нужно быть готовыми терпеливо и смиренно идти на диалог с представителями независимых течений и искать все возможные точки соприкосновения с ними".

Вопрос, стоящий в названии этой главы, может смущать многих искренних членов наших общин, связавших свою судьбу с церковью адвентистов. Являясь служителем этой церкви, я вовсе не хочу ослаблять веру некоторых и приводить в смущение кого-то. Но ответить на выше поставленный вопрос необходимо в свете библейского откровения и трудов Эллен Уайт, ставших полезными и нужными для многих адвентистов.

Сказать однозначно "нет, не может ошибаться последняя церковь остатка" – это значит сразу поставить себя на один уровень с традиционной Католической церковью, утверждающей, что она не может ошибаться (такая перспектива страшит и ужасает любого, искренне любящего Господа). Это заявление было сделано церковью в средние века. И, возможно, именно поэтому Католическая церковь столь долгое время пребывает в организационном единстве.

Признать, что адвентистская церковь может ошибаться, – значит оставить возможность сомневаться в правильности нашего курса сегодня, наших традиций и решений церковных комитетов, считающихся для многих рядовых членов церкви безошибочными. Для многих простых членов церкви так естественно смотреть на своих руководителей, как на свыше помазанных братьев, что им и в голову не приходит сомневаться в их призвании и избрании.

А задумываются ли наши руководители над тем, как Эллен Уайт ответила бы на подобный вопрос? Думаю, что следующая цитата из её трудов поможет нам увидеть это. Вот что она говорит в своей книге "Свидетельства для проповедников": "Многому мы должны научиться и от многого отучиться. Безошибочен только Бог и небо. Тот, кто думает, что ему не придется отказываться от взлелеянных взглядов или менять своё мнение, в конце концов, окажется разочарованным. До тех пор, пока мы с неотступной решимостью будем держаться своих мнений, мы не сможем иметь того единства, о котором молился Христос".

Эллен Уайт не боялась признавать, что церковь АСД может ошибаться, иначе она бы не заявляла, что мы должны от многого отучиться. Неоднократно она сама обличала многих руководителей церкви занимавших неверную позицию. Несмотря на Божественное призвание, многие пророки тоже ошибались, но они признавали свои ошибки и никогда не заявляли о своей безошибочности. Например, призванный Богом для особого служения пророк Моисей совершил ошибку, которая обошлась ему очень дорого. Бог не отверг его по этой причине, однако в обетованную землю пророк не вошёл.

Следовательно, призванная для особого служения в мире церковь АСД в лице своих руководителей может совершать самые серьезные ошибки, приводящие к необратимым последствиям. Только не нужно бояться признавать это, ведь это нисколько не умаляет нашего значения. Печальная история знаменитой Конференции 1888 года в Миннеаполисе показывает нам, что руководство церкви оказалось в оппозиции посланному Богом свету. На этой Конференции руководителями церкви практически был отвергнут свет, посланный Богом этой церкви о праведности через веру через молодых служителей А.Т. Джоунса и Е.Д. Ваггонера. Э.Уайт писала по этому поводу: “Свет, который должен был озарить всю землю своей славой, был отвергнут, и в результате неправильных действий наших братьев мир в большей степени был лишён этого света”. Но способны ли были руководители этой церкви признавать своё заблуждение?

Вспоминается высказывание: "Мудрому человеку свойственно ошибаться, а глупцу – настаивать на своих ошибках". Признание своих ошибок не делает нас глупыми, а, наоборот, свидетельствует о желании быть мудрыми. Почему же так неохотно мы признаём свои ошибки? Ещё хуже, если человек продолжает настаивать на своём, не ведая своих ошибок, это явное свидетельство его слепоты и глупости. Нужно ли обличать таковых? Библия даёт нам совет: “Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя” (Пр. 9: 8). Кто мы, кощунники или мудрые – зависит от того, как мы относимся к обличающим нас.

Иллюстрируя состояние религиозного мира накануне Своего Пришествия, Христос рассказал притчу о мудрых и неразумных девах. Она повествует о десяти девах, вышедших встречать жениха. Одни из них оказались мудрыми, а другие – глупыми. Глупость неразумных дев, наверное, и была в том, что они были убеждены в своей безошибочности, уверены в истинности своей цели и не видели никакой необходимости что-то пересматривать в своей жизни. В то время как мудрые девы не имели такой уверенности, и это побуждало их постоянно исследовать себя, чтобы соответствовать высокому стандарту призванных на брачный пир. Христос очень конкретно изображает в этой притче участь одних и других. Он хочет, чтобы каждый отчетливо представлял себе, в какой из этих групп он находится. Это необходимо определить заблаговременно.

Если мы будем продолжать обольщаться своей уникальностью и безошибочностью, то наверняка окажемся в числе тех, кто остался за дверьми брачного пира. Уникально адвентистское движение, но не мы, как церковь уникальны! Истинна весть нашей церкви, но опять-таки, мы не можем заявлять, что мы – истинная церковь! Церковь – это Тело Христа, и кто является членом Тела Его, а кто нет, определяет Он, а не мы. Однако, каждый лично может и должен знать, принадлежит ли он к этому Телу или нет, потому что Господь открывает это Своим детям. "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии" (Рим.8: 16). Отношения взаимной любви и духовного единства, существующие между членами Тела, свидетельствуют о том, что они принадлежат к Главе, Христу.

Опасность для нас часто состоит в том, что мы отождествляем себя с церковью, имеющей истинную весть, и в силу этого считаем себя уже праведными. Библия повествует нам, что многим пророкам Бог давал весть, но это не делало их праведными. Вспомните историю Валаама, который называл себя “мужем с открытым оком” (Чис. 24: 3,15), на нем пребывал Дух Божий, ему была дана весть самим Богом, но он бесславно погиб (см. Иуды 1: 11). Таких примеров множество. Широко распространено мнение, что достаточно стать членом истинной церкви, имеющей уникальную весть, чтобы обрести истину. Поэтому многие люди сегодня ищут не истину, как таковую, которая единственно “во Иисусе”, (Еф. 4: 21) а истинную церковь. Но никакая земная церковь не может быть истинной вне Христа. Как только она возомнит о себе, что она истинная, она тут же оказывается вне Тела. Истина – это Христос и Его Слово, а не догмы и не традиции, которыми может гордиться церковь! Истина – это живое присутствие Христа в церкви. Если церковь теряет присутствие Господа, то она теряет всё. У неё может остаться только форма без внутреннего содержания. Но церковь, следующая за Христом и соблюдающая все Его повеления, никогда не будет гордиться этим, но всегда будет сохранять дух смирения и кротости. Так учил Христос Своих учеников: "Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк.17: 10). Как это отличается от гордого заявления: – “муж с открытым оком”!

Такого взгляда на себя, как на раба ничего не стоящего, сегодня не хватает многим руководителям нашей церкви АСД. Отчёты и публикации в наших журналах и бюллетенях свидетельствуют об этом. Слишком часто утверждается, что мы – Всемирная Церковь, имеющая множество образовательных институтов и медицинских учреждений. Наши церкви находятся более чем в двухстах странах, ежедневно крещение в них принимают более двух тысяч человек. Всё это нас обольщает и делает самоуверенными и гордыми, что противно в очах Божьих. Нет, совсем не похожи мы на “рабов, ничего не стоящих”.

Многие смотрят на церковь, как на некое святое учреждение, основанное Христом на земле. И поэтому свой долг служители видят в том, чтобы укреплять это святое учреждение и защищать его. Многие убеждены сами и учат других, что достаточно найти это святое учреждение, и ты будешь обладать всей истиной. Такое представление исходит из того, что церковь часто сравнивается с автобусом, едущим в царство небесное, и чтобы туда попасть, достаточно просто найти этот автобус и сесть в него. Но церковь здесь, на земле, никогда еще не была истинной, не создал Христос такого "транспорта", идущего в царствие небесное. Не создал Он святого, истинного учреждения здесь, на земле, куда входят только люди, достойные спасения. Истиной всегда был и остается Христос! Вне Христа, в отрыве от Него истина существовать не может. Так же, как электрический ток не может существовать без источника тока, а свет - без источника света.

К концу первого века новой эры апостольская церковь стала удаляться от Христа. И Он обличает её за это. Ангелу Ефесской Церкви Он говорит: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою" (Откр. 2: 4). Христос уже был готов “сдвинуть светильник” этой церкви, если она не покается, и не станет “творить прежние дела”, то есть Он готов её покинуть и отказаться от неё, если она не прислушается к Его совету. Лаодикийская церковь, олицетворяющая собой последнюю церковь, нуждается в присутствии Христа не меньше, чем Ефесская церковь. В отличие от Ефесской, она стоит ещё дальше от Христа. Своей теплотой Лаодикийская церковь вызывает у Господа чувство тошноты, но и ей Бог предлагает покаяться, чтобы она могла соответствовать Его высокому призванию.

В начале адвентистского движения члены этой церкви находились в таком состоянии, когда ими двигала любовь ко Христу и желание Его скорого пришествия. Но спустя некоторое время, когда вызванное Богом движение превратилось в мировую организацию, многие верующие остро ощутили, что они потеряли “первую любовь”, которая согревала сердца первых адвентистов. Сегодня же многие руководители церквей АСД уже и не замечают, что любовь к Богу у них исчезла. Они гордятся собой. Большое внимание уделяется форме, единству организации, различным программам, разрабатываемым институтами церкви и Генеральной Конференцией, а духовность руководителей, пасторов и многих членов церкви падает всё ниже и ниже.

В своем обращении к делегатам съезда президент Генеральной Конференции Роберт Пирсон делает особое ударение на этом. Он говорит: "У нас есть нечто, что содействует планам сатаны. Почти всем свойственно оставаться на тех позициях, на которых они стоят, защищать эти позиции, и, разумеется, нет никакого желания к преобразованию. В нашей административной работе также есть нечто, что содействует Лаодикийскому состоянию - это авторитет личности вместо авторитета Слова Божия; это стремление к организованному единству вместо единства духовного. Нам кажется, что мы хорошо знаем учение о праведности через веру, тогда как Дух пророчества определенно говорит, что церковь умирает от недостатка этого знания".

Мы всё чаще и больше обольщаемся своей уникальностью, истинностью и непогрешимостью наших институтов, и многие уже начинают верить, что это так и есть. Всё строже подавляется всякое инакомыслие внутри церкви, и мы даже не задумываемся о том, угодно ли это Христу, Главе Церкви. В этом же обращении Р. Пирсон отмечает: "Мы стали, как холмы Гелвуйские, сухими. А это потому, что наши заслуги заняли место заслуг Христа. Многие слишком уповают на систему доктрин, но Э.Уайт говорит, что они не имеют никакой живой связи со Скалой нашего спасения. Какая-то сила перерезала кабель, соединяющий нас с Христом. Оставаться далее в таком положении мы не можем. Обновление изнутри и действительная реформация должны произойти обязательно. Дайте место Святому Духу, и Он покажет, что нужно сделать для личной реформы…".

Христос желает разрушить стены нашей уникальности и безошибочности, чтобы открыть перед нами величайшие возможности и расширить наше видение. Вот почему Он послал Своего пророка именно к этой церкви. Эллен Уайт очень переживала за церковь, которой Бог доверил последнюю весть. Сможем ли мы выполнить Божие предназначение, или же мы повторим печальный ветхозаветный опыт Израиля? Давайте прислушаемся немного к тому, что говорит нам пророк последнего времени Э.Уайт о церкви, к которой и она принадлежала: "Те, кто находятся в центре всей работы Божией, планируют деятельность наших учреждений таким образом, что они почти полностью теряют свою индивидуальность. Сама ГК заражается ложными понятиями и принципами. <…> Священный огонь символически изображает святые принципы, данные Богом, которые, к сожалению, подменяются человеческими (выд. авт.). Хитрым, незаметным образом утверждаются планы, противоречащие истине и справедливости, под предлогом того, что нужно сделать то-то и то-то, ибо это в целях продвижения дела Божия. Между тем они суть ничто иное, как изобретения человеческие, ведущие к угнетению, несправедливости и испорченности! Лишение членов семьи Божией их индивидуальности или их прав не принесет делу Божию никакой пользы. Все подобные действия противны Богу".

Как мы видим, Божий пророк беспокоится о том, что в нашей церкви теряется индивидуальность. Личность нивелируется, слово "Я" подменяется словом "Мы", и это ведёт нас к ложным принципам. Мы уверены, что у нас истина, что с нами Бог, и при этом теряем личное отношение ко Христу и личную ответственность. Этот подход ведёт к тому, что принципы, данные Богом, подменяются человеческими авторитетами. Именно такое положение ведет к господству "человека греха". Следующая цитата из этой же книги предостерегает наших руководителей от господства над другими.

"Господь не поставил ни одного из своих соработников под контроль тех, кто сами способны ошибаться. Он не давал людям никакого права указывать другим, говоря: "Вы должны делать то-то и то-то, а вот этого делать не должны". Однако в Батл-Крик применяется власть, которую Бог не давал, и Он будет судить тех, кто присвоили себе такую власть. Они имеют в себе дух, подобный тому, который побудил Озу взяться за Ковчег, чтобы поддержать его, как будто Бог не в состоянии Сам позаботиться о Своей святыне. Намного меньше человеческой власти и авторитета должно применяться в отношении соработников Божиих, чем это делается. Братья, дайте возможность управлять Богу".

Эллен Уайт говорит конкретно, что Бог никому не давал права указывать другим на их долг и ответственность, но именно этот принцип игнорируется сегодня руководством церкви больше всего. Братья думают, что таким образом они должны защитить дело Божие. Как много спускается решений для рядовых членов о том, что им нужно делать! Все это вначале принимается с определённым энтузиазмом, но через некоторое время энергия исчезает, как дым, потому что не видно никакого результата. Тогда придумываются новые безуспешные планы, ведь должны же мы трудиться для Господа…

Эллен Уайт ясно понимала, что церковь не может зависеть от человека и быть руководимой им. Вот что она говорит в другой книге: "Церковь зиждется на Христе. И она должна повиноваться Ему как своему Главе. Она не может зависеть от человека или находиться под его управлением. Многие утверждают, что ответственное положение в церкви дает право предписывать другим, во что им веровать и как поступать. Бог не одобряет такие претензии. Спаситель напоминает: "Все же вы - братья". Все подвержены искушению, все могут ошибаться. И мы не можем положиться как на вождя ни на одно смертное существо. Скала веры - это живое присутствие Христа в Церкви".

Причина многих трагедий в нашей церкви лежит именно в том, что членов церкви не учат обращаться непосредственно к Христу - Главе Церкви. В любой церкви существует своя система иерархии, которой учат повиноваться. Ответственный руководитель убеждён, что Христос доверил ему действовать от Своего имени. Такое положение ведет к тому, что Христос в Лаодикии изображен стоящим за дверью в Своей Церкви. Его туда не впускает Ангел, считающий себя богатым и ни в чем не имеющим нужды. Но Христос недоволен таким положением и предлагает церкви Свои ценности (см. Откр. 3: 18).

Находясь в далёкой Австралии, Э.Уайт говорит о своих серьезных переживаниях за Церковь. "Причиной того, – писала она, – почему многие не имеют успеха в работе поиска и спасения заблудших, является то, что они слишком уверены в себе и не чувствуют необходимости пребывания во Христе. До тех пор, пока они не будут иметь ум Христов, и не будут учить истине так, как она есть в Иисусе, они не будут иметь успеха. В трепете я хожу пред Богом. Я не знаю, что говорить и как использовать перо, чтобы описать знаменательную тему об искупительной жертве. Я не знаю, как представить эти темы во всей силе, как они предстали предо мной. Я трепещу от страха, чтобы мне не умалить Великий План Спасения дешевыми словами. Я преклоняюсь в почтительности и благоговении пред Господом и говорю: кто способен для этого? Как мне говорить и как писать моим братьям, чтобы они могли уловить для себя лучи света исходящие с неба? Что мне сказать?"

Почему Э.Уайт так переживала за своих собратьев? Были ли на это причины? Безусловно, и нам нужно изучать историю адвентистской церкви более внимательно, чтобы увидеть эти опасности. Не нужно бояться открыто говорить о наших ошибках и промахах. Это нисколько не умалит ни нас, ни церкви, к которой мы принадлежим. Нам необходимо переосмыслить значение той вести, которую доверил нам Бог. Именно к этому призывала Э.Уайт.

Вот как она комментирует четырнадцатую главу книги Откровения: "Три ангела из Откр. 14 изображены летящими по средине неба; они символизируют работу тех, кто провозглашает первую, вторую и третью ангельские вести. Все они связаны воедино. Свидетельства неизменной, вечно живой истины этих великих вестей, так много значащих для Церкви и возбуждающих такое сильное противодействие со стороны религиозного мира, не должны угасать. Сатана постоянно стремится бросить на них тень, чтобы народ Божий не мог ясно сознавать их важность, их время и место; но эти вести живы и до конца времени должны влиять на нашу религиозную жизнь".

Заметьте, она говорит, что три ангела изображают особую работу Божиих вестников для нашего мира в последнее время. Эта работа вызовет противодействие со стороны религиозного мира. Современное экуменическое движение, набирающее всё большую силу и влияние в мире, создаёт особый конгломерат “приглашённых” служителей, ничего общего не имеющих с провозглашением вести Божьей. Призванные Богом люди для провозглашения трёхангельской вести столкнутся с "приглашенными" служителями религиозного мира, которые находятся на службе сатаны. Используя своё искусство обольщать, сатана попытается привлечь на свою сторону даже избранных, так сказал Христос: "Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24: 24).

Почему для сатаны так важно прельстить даже избранных? Да потому что через них он лучше сможет распространять свой обман. Он уже однажды обманул большую часть избранного Богом народа, чтобы отвергнуть Христа. Народ Израильский распял своего Бога. Теперь дьявол будет пытаться прельстить избранных Богом вестников, чтобы лишить силы последнее предостережение этому миру, чтобы Христос вновь был отвергнут. Тогда он сам придет как “ангел света”, заявляя о себе, что он есть Христос (2Кор. 11: 14). Именно так будет действовать Антихрист. Адвентистское движение было вызвано Богом, чтобы провозгласить миру последнюю весть. Поэтому нам всем, начиная от рядового члена и кончая президентом Генеральной Конференции, необходимо быть очень осторожными, чтобы не быть обманутыми, чтобы внимать Святому Духу, ведущему Свою Церковь к великой победе!

Если же мы утвердимся в своей безошибочности, то станем очередным инструментом сатаны, который он будет использовать, чтобы распространять свою ложь и обман. Тогда Бог найдет другие сосуды, чтобы провозгласить свою благую весть нашему миру. На страницах книги “Откровение” победа Бога предрешена! Сатане никогда не удастся обмануть тех, кто утвердил свою веру на истине Слова Божьего! Пусть стены нашей безошибочности рухнут, чтобы нам увидеть горизонты, открываемые Духом Святым.

Библия говорит: "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам" (Откр. 3: 22). Не случайно слово "церквам" стоит во множественном числе, а слово "ухо" - в единственном. Христос не выделяет ни одной из церквей, как правильную, не подчеркивает чьей-то исключительности, Он обращается к каждому человеку во всем христианском мире, но избирает только тех, у кого ухо открыто, чтобы слышать. Но кто услышит Его призыв?


Rambler's Top100